«Он
такой маленький, - думаем мы – ничего еще не
видел, ничего не понимает». На самом деле около 70%
информации о мире человек получает в первый год
своей жизни.
В
раннем детстве развитие происходит в таком
быстром темпе, что в возрастной психологии счет
идет на месяцы. Каждый из них имеет свои
особенности и закономерности.
Считается,
что в пять месяцев ребенок уже может:
узнавать своих близких;
твердо держать голову в
вертикальном положении;
лежа на животе,
приподниматься, опираясь на руки;
переворачиваться (в одну
сторону);
держать погремушку
основаниями или кончиками пальцев;
обращать внимание на
очень маленький предмет;
реагировать на звук и
находить глазами его источник,
тянуться к предмету;
визжать от восторга;
гулить.
Однако
темпы раннего развития детей очень
индивидуальны. Поэтому спокойно отнеситесь к
тому, что какие-то умения еще отсутствуют у
вашего малыша.
«Поговори
со мною, мама…» |
Самое
главное для ребенка – это общение.
Его
не заменят ни хороший уход, ни полноценное
кормление. Давно замечено, что в детских домах
дети отставали в развитии и оставались
совершенно безразличными к окружающему миру
именно потому, что взрослые больше удовлетворяли
их нужды, чем воспитывали. Поэтому чаще
проявляйте инициативу: старайтесь подолгу
разговаривать со своим малышом, реагируйте на
его действия, учитесь понимать его желания.
Теплый взгляд матери, улыбка, ласковые, спокойные
интонации в разговоре – все это формирует у
ребенка доверие к окружающему миру и создает
эмоционально-положительный тонус,
способствующий физическому и психическому
здоровью.
Многих
родителей интересует, как можно способствовать
росту и развитию своего ребенка, например, когда
учить читать. В психологии есть понятие
«сенситивный период» - это период оптимальный
для развития определенных свойств или процессов.
Преждевременное или запаздывающее обучение
может оказаться не только недостаточно
эффективным, но и вредным для ребенка.
Первый
год - время интенсивного развития зрения и слуха.
Не
нужно объяснять, что развитие зрения происходит,
если есть возможность рассматривать различные
предметы, слуха – слушать разнообразные звуки.
Даже простая прогулка по квартире на руках у мамы
даст малышу массу новых впечатлений. А в качестве
специальных занятий можно порекомендовать
класть малыша на спинку или животик и привлекать
его внимание яркой игрушкой или каким-нибудь
звуком (например, звенеть в колокольчик).
Еще
одно важное приобретение этого периода – так
называемая «реакция на новизну». До двух месяцев
малыш спокойно воспринимает яркие впечатления и
практически не реагирует на смену обстановки,
громкий разговор, новые лица.
Со
второго месяца его взгляд становится подвижным,
слух – более чувствительным. Постепенно
младенец начинает запоминать и узнавать
некоторые предметы, лица близких людей, их голос.
Это замечательное качество, но в первое время оно
может создавать родителям некоторые трудности: с
3 по 5-й месяц дети особенно остро реагируют на
новые впечатления и могут проявлять сильное
беспокойство, страх. Поэтому в этот период лучше
не предпринимать дальних поездок, переездов,
ограничить знакомства ребенка с новыми людьми.
ДОПОЛЗ, СХВАТИЛ, ПОБЕДИЛ! |
С
четвертого месяца начинает появляться новый
навык – хватание.
Раньше
ручки были сжаты в кулачок, но теперь они
«раскрылись», и малыши учатся ими пользоваться.
Один лежит в кроватке и ощупывает все, что
попадается под руку. Другой пытается дотянуться
до игрушек, правда пока еще часто промахивается
или только касается. А уж если сумеет ухватить
какой-нибудь предмет, то старается удержать.
В
этот период выбирайте игрушки, удобные для
хватания и удерживания. Это могут быть кольца,
погремушки с ручками, резиновые животные. Для
развития ловкости знакомьте малыша с разными
материалами (мех, бумага, дерево и др.) и
предметами. Если вы
хотите, чтобы у вашего ребенка «все горело в
руках» и быстро развивалась речь - хорошо также
делать простой массаж рук (разглаживать ладошки,
разминать пальчики).
Чем
больше у ребенка новых возможностей, тем больше и
новых потребностей. Ваш малыш уже умеет держать
голову, лежа на животе, интересуется окружающими
предметами? Готовьтесь к тому, что скоро он
начнет ползать. И здесь вы тоже можете ему
немножко помочь.
1) Когда
младенец научится брать игрушки с подстилки, их
не нужно больше подвешивать. Положите игрушку
перед ребенком на расстоянии его вытянутой руки,
чтобы ему захотелось дотянуться и взять ее.
2) Освободите
ребенку достаточно места для движения, ползанья
вперед. Лучше если это будет не мягкая
поверхность дивана или кровати, а пол, покрытый
ковром или одеялом. Почаще выкладывайте его на
живот, помогайте переворачиваться.
3) Можно
проводить легкий массаж ног, живота, спины и
пассивную гимнастику: уложив малыша на спину,
сгибать-разгибать его ножки по очереди или
одновременно.
МК
Здоровье №1, 2003
|