PSYCHUCHOLOG

ЧТО?

КТО?

ГДЕ?

КОГДА?

КАК?

ПОЧЕМУ?


Новости


Статьи:

"Хочу все знать!"

"Рожденные ползать!"

"Звуки Му"

"Bonjur! Hello! Привет!"

"Игрушки разума"

Интервью с детским психологом


Мои координаты

 

Интервью с детским психологом

С Екатериной Леонидовной, членом Ассоциации детских психиатров и психологов, медицинским психологом детского клинического отделения Научного центра психологического здоровья, мы говорили о проблемах детей, которые приходят в первый класс, не имея базовых навыков чтения, счета, письма. Проблема эта сейчас встает особенно остро: некоторые родители заранее готовят своих малышей к школьной жизни, другие предпочитают оставить процесс образования ребенка преподавателям. Возникает дисбаланс между уже знающими начальные основы детьми и теми, кто еще не освоил их. Как помочь ребенку преодолеть психологический дискомфорт? Что могут сделать родители, чтобы помочь ему справиться с возникающими трудностями?

- Как ребенок обычно реагирует, когда попадает в ситуацию, когда другие дети в классе подготовлены лучше?
- Естественно, ребенок теряется. Это зависит и от воспитания ребенка, но все же когда он сталкивается с детьми, которые знают и умеют больше, то расстраивается, огорчается. Дети обычно сравнивают себя со своими сверстниками, особенно когда ставятся оценки, выдаются звездочки, в общем, как-то награждаются ученики в классе. И если он не получает такого поощрения из-за того, что не может прочитать, понять, конечно, ребенку становится очень грустно.

- Какие комплексы могут возникнуть у ребенка в таком случае?
- Стопроцентной уверенности в том, что комплекс возникнет, нет. Здесь нужно рассматривать отдельно каждую ситуацию. Если, например, ребенок пришел в уже подготовленный к учебе класс, а его мама, не дав ему основ, все же требует от него успехов, тогда с большой долей вероятности можно ожидать возникновения комплексов - неуверенности в себе, в своих силах. Ведь ребенок будет думать, что он обязан все знать, и ему придется преодолевать, ломать себя. А когда родители относятся к его первоначальным трудностям с пониманием, спокойно, - такой ребенок будет понимать: ничего страшного в том, что не все получается, нет, что он научится, в конце концов.

- Как развиваются отношения такого ребенка в классе? Он становится "белой вороной"?
- Здесь история может развиваться по нескольким сценариям. Между детьми, уже умеющими читать, писать, считать, и теми, кто еще не научился этому, возникает разница, разрыв. Одни, получив задание, быстро его выполняют, они все сделали, опередили других, может быть, все темы знают, дома их уже прошли. А у других не выходит так быстро и хорошо, у них не получается какая-нибудь буква. Тут все зависит от того, как на это отреагируют их одноклассники. Могут начать сердиться, торопить, злиться. А могут, наоборот, поддерживать: "Давай, мы тебе все объясним, подтянем тебя". Это уже задача преподавателя.

- Что делать родителям, когда они поймут, что их ребенок отстает?
- Нужно отметить, что замечена тенденция к очень раннему развитию детей. Все большее количество родителей настроено дать ребенку максимум, и вероятность того, что неподготовленный ребенок попадет в группу уже что-то знающих детей, велика. Но если не получилось привить ребенку знания перед школой, первое, что надо сделать родителям - позитивно настроить ребенка. Поговорить с ним, объяснить: ты не плохой, не неудачник. Просто вышло так, что кто-то занимался перед школой, а ты нет. Ты знаешь что-то, чего они не знают. Ты умный, у тебя все получиться. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка, говорить ему, что он глупый, неспособный. При этом родители должны понимать, что, подыскивая неподготовленному ребенку, элитные школы и продвинутые классы, они сами создают психологически некомфортную для него ситуацию. И приготовиться к тому, что с ребенком придется дополнительно заниматься.

- Делать это лучше только дома или необходимо взаимодействие с преподавателем?
- Если преподаватель, учитель достаточно мудр и терпелив, обладает необходимыми знаниями для работы с классом разноуровневой подготовки. Конечно, тем ребятам, кто не готовился к школе, нужно догнать своих одноклассников. Родителям лучше сообщить о том, что их ребенок не умеет читать, договориться с преподавателями о дополнительных занятиях, расширенных домашних заданиях - то есть наметить программу, которая поможет с довольно большой скоростью сократить разрыв в знаниях. Это нужно и для того, чтобы сам ребенок не чувствовал себя обделенным, и для того, чтобы не останавливать развитие подготовленных детей. Контактировать с преподавателем, несомненно, надо. Это первое, что следует сделать родителям, если они действительно хотят помочь ребенку. Может же возникнуть и такая ситуация: преподаватель подтягивает ученика по одной программе, мама дома - по другой. И тогда ему придется запоминать все в двойном объеме, мало того, вполне вероятно, что упадет авторитет либо учителя, либо мамы.

- А когда преподаватель не идет навстречу ребенку и родителям?
- Когда учитель раздражается, кричит, нетерпимо относится к тем ребятам, которые не готовы с первых же дней свободно читать, стоит подумать о переводе ребенка в другой класс. Такой преподаватель может не просто сделать из ребенка отстающего, но и заложить в него программу неуверенности, потерянности на всю взрослую жизнь. Но родители могут попытаться сделать и так: договориться с преподавателем и директором школы, чтобы всех ребят, которых специально не готовили к занятиям, собрали в один класс. Это совсем не значит, что это будет класс отстающих - наоборот, все ученики будут находиться примерно на одном уровне, исчезнет опасность психологической травмы. И потом, читать и считать учатся быстро - всего за год.

- Как, по каким признакам родители могут понять, что у их ребенка проблемы в школе из-за неподготовленности?
- Внимательно следить за ребенком, особенно в первую четверть или полугодие. Первый класс - решающий, тогда формируются черты личности. Либо ребенок почувствует себя комфортно, либо скажет себе - все, я неудачник. Именно тогда у ребенка вырабатывается отношение к школе и учебе в целом. Если он не хочет говорить о каком-то одном уроке, но охотно рассказывает о других - это повод насторожиться. Значит, на этих занятиях ребенок чувствует себя плохо. Нужно обращать внимание именно на такие мелочи в поведении, потому что одни дети сразу рассказывают о том, что их расстраивает, а другие предпочитают молчать, им стыдно, что у них не все получается все так же хорошо, как у их товарищей. Но лучше, конечно, не дожидаться появления таких признаков, а просто, забирая ребенка из школы, интересоваться у преподавателя, как он учился, были ли успехи или неудачи. Бывает и так, что учителю невыгодно говорить о неуспеваемости учеников - тогда просто посмотреть, с удовольствием ли ребенок ходит в школу, на занятия.

- Существуют ли способы морально поддержать неподготовленного к учебе ребенка, если он оказался в "продвинутом" классе?
- Родителям следует обратить его внимание на другие предметы. Ребенок может быть не подготовлен базово, но уметь хорошо рисовать или лепить. Главное здесь - не дать ему потерять веру в себя. Это может привести к самому страшному - ребенок откажется от попыток догнать товарищей и поставит на себе крест. Дети обычно не оценивают друг друга по одному критерию. Если же родители видят, что их ребенок сам мучается из-за своего отставания в учебе, нужно перевести его внимание на что-нибудь другое, показать ему, что важны не только школьные успехи: "Посмотри, сколько у тебя друзей!". Или: "Ты замечательно играешь в мяч!"

- И последний вопрос: как, по вашему мнению, стоит ли все-таки готовить ребенка к школе, учить его читать, писать и считать, или нет?
- У детей, особенно маленьких, существует потребность, тяга к знанию. Им скучно без новых событий, впечатлений. Не обязательно учить своего ребенка читать с восьми месяцев, нет. Но родители могут попробовать просто играть с ним, одновременно обучая. Это довольно просто: книжки, кубики. Можно повесить азбуку на стену детской комнаты - ребенок сам будет спрашивать, интересоваться, спрашивать, что это за буква, как она звучит. Даже не обязательно читать с ним по слогам - если он выучит алфавит, уроки чтения в школе будут проходить для него гораздо легче. Обучать, играя, но, не заставляя, - это правильный подход к вопросу.

Искусство жизни, 2005 г.
 

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Hosted by uCoz