Новости
Статьи:
"Хочу
все знать!"
"Рожденные
ползать!"
"Звуки Му"
"Bonjur!
Hello! Привет!"
"Игрушки
разума"
Интервью с детским психологом
Мои
координаты
|
Интервью с детским психологом
|
С Екатериной Леонидовной, членом Ассоциации детских
психиатров и психологов, медицинским психологом детского
клинического отделения Научного центра психологического здоровья, мы
говорили о проблемах детей, которые приходят в первый класс, не имея
базовых навыков чтения, счета, письма. Проблема эта сейчас
встает особенно остро: некоторые родители заранее готовят своих
малышей к школьной жизни, другие предпочитают оставить процесс
образования ребенка преподавателям. Возникает дисбаланс между уже
знающими начальные основы детьми и теми, кто еще не освоил их. Как
помочь ребенку преодолеть психологический дискомфорт? Что могут
сделать родители, чтобы помочь ему справиться с возникающими
трудностями?
- Как ребенок обычно реагирует, когда попадает в ситуацию, когда
другие дети в классе подготовлены лучше?
- Естественно, ребенок теряется. Это зависит и от воспитания
ребенка, но все же когда он сталкивается с детьми, которые знают и
умеют больше, то расстраивается, огорчается. Дети обычно сравнивают
себя со своими сверстниками, особенно когда ставятся оценки,
выдаются звездочки, в общем, как-то награждаются ученики в классе. И
если он не получает такого поощрения из-за того, что не может
прочитать, понять, конечно, ребенку становится очень грустно.
- Какие комплексы могут возникнуть у ребенка в таком случае?
- Стопроцентной уверенности в том, что комплекс возникнет, нет.
Здесь нужно рассматривать отдельно каждую ситуацию. Если, например,
ребенок пришел в уже подготовленный к учебе класс, а его мама, не
дав ему основ, все же требует от него успехов, тогда с большой долей
вероятности можно ожидать возникновения комплексов - неуверенности в
себе, в своих силах. Ведь ребенок будет думать, что он обязан все
знать, и ему придется преодолевать, ломать себя. А когда родители
относятся к его первоначальным трудностям с пониманием, спокойно, -
такой ребенок будет понимать: ничего страшного в том, что не все
получается, нет, что он научится, в конце концов.
- Как развиваются отношения такого ребенка в классе? Он
становится "белой вороной"?
- Здесь история может развиваться по нескольким сценариям. Между
детьми, уже умеющими читать, писать, считать, и теми, кто еще не
научился этому, возникает разница, разрыв. Одни, получив задание,
быстро его выполняют, они все сделали, опередили других, может быть,
все темы знают, дома их уже прошли. А у других не выходит так быстро
и хорошо, у них не получается какая-нибудь буква. Тут все зависит от
того, как на это отреагируют их одноклассники. Могут начать
сердиться, торопить, злиться. А могут, наоборот, поддерживать:
"Давай, мы тебе все объясним, подтянем тебя". Это уже задача
преподавателя.
- Что делать родителям, когда они поймут, что их ребенок отстает?
- Нужно отметить, что замечена тенденция к очень раннему развитию
детей. Все большее количество родителей настроено дать ребенку
максимум, и вероятность того, что неподготовленный ребенок попадет в
группу уже что-то знающих детей, велика. Но если не получилось
привить ребенку знания перед школой, первое, что надо сделать
родителям - позитивно настроить ребенка. Поговорить с ним,
объяснить: ты не плохой, не неудачник. Просто вышло так, что кто-то
занимался перед школой, а ты нет. Ты знаешь что-то, чего они не
знают. Ты умный, у тебя все получиться. Ни в коем случае нельзя
давить на ребенка, говорить ему, что он глупый, неспособный. При
этом родители должны понимать, что, подыскивая неподготовленному
ребенку, элитные школы и продвинутые классы, они сами создают
психологически некомфортную для него ситуацию. И приготовиться к
тому, что с ребенком придется дополнительно заниматься.
- Делать это лучше только дома или необходимо взаимодействие с
преподавателем?
- Если преподаватель, учитель достаточно мудр и терпелив, обладает
необходимыми знаниями для работы с классом разноуровневой
подготовки. Конечно, тем ребятам, кто не готовился к школе, нужно
догнать своих одноклассников. Родителям лучше сообщить о том, что их
ребенок не умеет читать, договориться с преподавателями о
дополнительных занятиях, расширенных домашних заданиях - то есть
наметить программу, которая поможет с довольно большой скоростью
сократить разрыв в знаниях. Это нужно и для того, чтобы сам ребенок
не чувствовал себя обделенным, и для того, чтобы не останавливать
развитие подготовленных детей. Контактировать с преподавателем,
несомненно, надо. Это первое, что следует сделать родителям, если
они действительно хотят помочь ребенку. Может же возникнуть и такая
ситуация: преподаватель подтягивает ученика по одной программе, мама
дома - по другой. И тогда ему придется запоминать все в двойном
объеме, мало того, вполне вероятно, что упадет авторитет либо
учителя, либо мамы.
- А когда преподаватель не идет навстречу ребенку и родителям?
- Когда учитель раздражается, кричит, нетерпимо относится к тем
ребятам, которые не готовы с первых же дней свободно читать, стоит
подумать о переводе ребенка в другой класс. Такой преподаватель
может не просто сделать из ребенка отстающего, но и заложить в него
программу неуверенности, потерянности на всю взрослую жизнь. Но
родители могут попытаться сделать и так: договориться с
преподавателем и директором школы, чтобы всех ребят, которых
специально не готовили к занятиям, собрали в один класс. Это совсем
не значит, что это будет класс отстающих - наоборот, все ученики
будут находиться примерно на одном уровне, исчезнет опасность
психологической травмы. И потом, читать и считать учатся быстро -
всего за год.
- Как, по каким признакам родители могут понять, что у их ребенка
проблемы в школе из-за неподготовленности?
- Внимательно следить за ребенком, особенно в первую четверть или
полугодие. Первый класс - решающий, тогда формируются черты
личности. Либо ребенок почувствует себя комфортно, либо скажет себе
- все, я неудачник. Именно тогда у ребенка вырабатывается отношение
к школе и учебе в целом. Если он не хочет говорить о каком-то одном
уроке, но охотно рассказывает о других - это повод насторожиться.
Значит, на этих занятиях ребенок чувствует себя плохо. Нужно
обращать внимание именно на такие мелочи в поведении, потому что
одни дети сразу рассказывают о том, что их расстраивает, а другие
предпочитают молчать, им стыдно, что у них не все получается все так
же хорошо, как у их товарищей. Но лучше, конечно, не дожидаться
появления таких признаков, а просто, забирая ребенка из школы,
интересоваться у преподавателя, как он учился, были ли успехи или
неудачи. Бывает и так, что учителю невыгодно говорить о
неуспеваемости учеников - тогда просто посмотреть, с удовольствием
ли ребенок ходит в школу, на занятия.
- Существуют ли способы морально поддержать неподготовленного к
учебе ребенка, если он оказался в "продвинутом" классе?
- Родителям следует обратить его внимание на другие предметы.
Ребенок может быть не подготовлен базово, но уметь хорошо рисовать
или лепить. Главное здесь - не дать ему потерять веру в себя. Это
может привести к самому страшному - ребенок откажется от попыток
догнать товарищей и поставит на себе крест. Дети обычно не оценивают
друг друга по одному критерию. Если же родители видят, что их
ребенок сам мучается из-за своего отставания в учебе, нужно
перевести его внимание на что-нибудь другое, показать ему, что важны
не только школьные успехи: "Посмотри, сколько у тебя друзей!". Или:
"Ты замечательно играешь в мяч!"
- И последний вопрос: как, по вашему мнению, стоит ли все-таки
готовить ребенка к школе, учить его читать, писать и считать, или
нет?
- У детей, особенно маленьких, существует потребность, тяга к
знанию. Им скучно без новых событий, впечатлений. Не обязательно
учить своего ребенка читать с восьми месяцев, нет. Но родители могут
попробовать просто играть с ним, одновременно обучая. Это довольно
просто: книжки, кубики. Можно повесить азбуку на стену детской
комнаты - ребенок сам будет спрашивать, интересоваться, спрашивать,
что это за буква, как она звучит. Даже не обязательно читать с ним
по слогам - если он выучит алфавит, уроки чтения в школе будут
проходить для него гораздо легче. Обучать, играя, но, не заставляя,
- это правильный подход к вопросу.Искусство
жизни, 2005 г.
|
|