PSYCHUCHOLOG

ЧТО?

КТО?

ГДЕ?

КОГДА?

КАК?

ПОЧЕМУ?


Новости


Статьи:

"Хочу все знать!"

"Рожденные ползать!"

"Звуки Му"

"Bonjur! Hello! Привет!"

"Игрушки разума"

Интервью с детским психологом


Мои координаты

 

Игрушки разума


ПРИСТРОИВ СВОИХ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ КЛАССЫ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ПРИЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕ­ДЕНИЙ, РОДИТЕЛИ ОТПРАВИЛИСЬ НА ТЕПЛЫЕ МОРЯ — ПОПРАВЛЯТЬ ЗДОРОВЬЕ, ПОДОРВАН­НОЕ ИСПЫТАНИЯМИ. ВЕДЬ ДЛЯ МНОГИХ СТАЛО ОТКРЫТИЕМ, ЧТО ИХ РЕБЕНОК НЕ ТОЛЬКО НЕ СПОСОБЕН СПРАВИТЬСЯ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ЗАДАНИЯМИ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ, НО И МЫСЛИТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ЭТИ ЗАДАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЮТ. ДЕТСКИЕ ПСИХОЛОГИ ВИДЯТ КОРЕНЬ ПРОБЛЕМЫ, В ЧАСТНОСТИ, В ВЫБОРЕ ИГРУШЕК. РАСПОЗНАВАТЬ ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУКЛЫ И МАШИНКИ УЧИЛАСЬ КОРРЕСПОНДЕНТ ДЕНЕГ» НАТАЛИЯ ТЮТЮНЕНКО.


БЕЛАЯ, ПУШИСТАЯ, УЖАСНАЯ  Ребенок моей знакомой, адекватный и «продвинутый» мальчик, не прошел тестирование в школе. Понятно, что в хорошее учебное заведение без определенных капиталовложений сегодня не попадешь. Но вышло совсем обидно: ребенок не смог собрать разрезанную на кусочки фигурку чайника. То, что это чайник, понял. А собрать не смог. Школьный психолог объяснила, что он, как и многие другие сегодняшние дети, мыслит слишком прямолинейно, не хватает фантазии. Если он усвоил алгоритм действий, то с задачей справляется, а вот шаг вправо, шаг влево от этого алгоритма — беда. Родители недоумевали: ведь игрушками, по общему мнению, развивающими они снабжали его сверх меры.

Другая знакомая, как раз детский психолог, недавно вернулась из детского супермаркета в расстроенных чувствах: «Там продают белых меховых лягушек! Я даже не поняла сначала, что это за зверь, но на ценнике указано: „Мягкая игрушка «Лягушка» для самых маленьких". То есть мало того, что ребенок наглотается ворса,— так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»

Бесспорно, хороших игрушек сегодня много, но от некоторых даже у далекого от психологии и педагогики человека ворс встает дыбом.

r Антиигрушка ли это, зависит порой даже от выражения глаз...

s ...или наличия (отсутствия) неположенных куклам частей тела

ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО МАНЬЯКА   На международной выставке в Нью-Йорке был представлен набор игрушек-инопланетян. В рекламном буклете написано: «Новые игрушки позволяют детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезенку, желудок, печень и т. д.». Стилистику оставим на совести производителя, а вот, простите за тавтологию, внутреннее на­полнение не может не вызвать пристального интереса психиатра. Просто какое-то пособие для юных Чикатило. Педагоги считают, что изучать анатомию живых существ надо в школе, под руководством учителя и только в определенном возрасте, когда психика ребенка готова к восприятию такой информации.

Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось.

Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат — невроз. И у ребенка, и у родителей.

Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат — невроз. И у ребенка, и у родителей.

Что же сегодня продают в магазинах игрушек? Давно вышедшая из детского возраста корреспондент «Денег» и Вера Абраменкова, доктор психологических наук, заместитель председателя ФЭС при Министерстве образования, отправились в один из обычных магазинов для детей, чтобы провести блицэкспертизу его ассортимента на предмет полезности, бесполезности или потенциального вреда. Мы не увидели конструкторов, равно как и мозаик, кубиков, азбук и т. п. Зато не меньше трети помещения занимали «победители вампиров», всяческие воины, «борцы с привидениями», присмотревшись к которым, корреспондент отпрянула к стеллажу с плюшевыми мишками. Нервную систему надо беречь, не дай бог, ночью приснятся.

НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР   Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно — ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить.

Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!

Еще один вариант — «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Когда я была маленькая, весь мои детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби — куклы Синди — к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

  Кто здесь антиигрушка, комментировать, наверное, не нужно

 

При перечислении критериев выбора игрушек мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей, которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов, мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные, проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически безграмотные. Середины нет.

ТИПОЛОГИЯ   Игрушки бывают мягкие, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, резиновые, механические, электрифицированные, музыкальные, водоплавающие и т. д. и т. п.— это знают все.

Но игрушки могут быть еще и развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими. Причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение.

Но начнем с лечащего воздействия игрушек. Вот один из наиболее ярких примеров. Екатерина Винокурова, ведущий психолог Центра психолого-педагогической помощи семье и детям Южного округа Москвы: Терапевтическое действие игрушек не стоит сбрасывать со счетов. Например, возьмем деревянные разрисованные тематические доски и деревянные же фигурки, нарисованные художником-психологом, из которых на досках выкладываются истории. Неосознанно каждый ребенок выкладывает с их помощью свою внутреннюю проблему. С этой игрой мы ездили в больницу, где лежал мальчик, вся семья которого погибла при землетрясении. Сначала он выкладывал завал без выхода, а на третьем-четвертом сеансе этот выход появился. То есть ребенок проработал для себя самую проблемную ситуацию, перевел из внутренней во внешнюю и решил в игре.

ЧТО АМЕРИКАНЦУ ХОРОШО — то русскому смерть?   Сегодня выпуском игрушек в России занимается около 250 предприятий, порой даже вовсе не «игрушечного» профиля (вплоть до Санкт-Петербургского завода прецизионного станкостроения) . Но на рынке развивающих игрушек лидируют зарубежные производители. Конструкторы по сборке «людей-пауков» пользуются спросом у детей. И для того, чтобы выжить, магазины развивающей игрушки работа­ют и с этой продукцией.

Вера Абраменкова: Кто-то подсчитал, что телепузики давали $2 млрд прибыли в год от продажи продукции с их изображениями (игрушки, журналы, сладости и пр.). В России объем таких продаж около $100 млн в год. Все знают, что сначала был показан телесериал. Посмотрев сериал, ребенок просит (или требует) купить ему игрушечного героя, полотенце, мороженое с его изображениями... На эти деньги снимается следующий детский сериал. Вот только у нас никто не хочет задуматься, почему те же покемоны запрещены в ряде европейских стран?

Психологи не зря утверждают: традицион­ные игрушки делались для детей, а в современные лучше играть взрослым

Сегодня наибольшее количество правильных «развивалок» можно найти в сетях специализированных магазинов «Маленький гений», «Умный ребенок», «Умные игры». По словам сотрудников этих магазинов, российские производители наиболее сильны в изготовлении деревянных и в меньшей степени — пластмассовых изделий. При этом российская продукция превалирует в возрастной категории двух-пяти лет (60 — 70% игрушек). В категориях до двух и после пяти лет доля отечественных игрушек составляет в лучшем случае 30%.

Наталия Тимошина, администратор одного из магазинов торговой сети «Маленький гений»: Среди зарубежных разработок встречаются безумно интересные, но, как правило, их рекламы по ТВ нет. Следовательно, их нет на прилавках обычных игрушечных магазинов. А если и есть, то лежат они в самом дальнем углу, так как их не спрашивают. Раз их не спрашивают, их не поставляют. Круг замкнулся. Кроме того, если родитель решит купить российскую мозаику или пирамидку, ему придется ее поискать. При этом отечественные игрушки, не уступая в качестве, дают возможность сэкономить. Например, зарубежная мозаика стоит 300—1000 руб., а российская 150—400 руб. При этом наша дает новые возможности для творчества другие цвета и игровое поле.

Российские конструкторы — отдельная тема. По словам Натальи Тимошиной, сегодня их достаточно много, разработки порой эстетичнее и полезнее, чем у зарубежных аналогов, но о них почти не знают. Показателен случай с придуманной в России игрой «Мастер-шар». Идея полуконструктора-полумозаики понравилась зарубежному производителю и была им выкуплена. (Причем на упаковке проставлены соответствующие реквизиты этого зарубежного производителя, а на вкладыше по-прежнему изобретателями и изготовителями значатся россияне. Вот такой казус.)

Отношение к развивающей игрушке в нашей стране неоднозначно. Часть психологов-«западников» считают, что в принципе ребенку нужно разрешать все. Если игрушка действительно «не та», то он отвергнет ее интуитивно. По этой логике большинство мам, контролирующих выбор ребенка, смело записываем в неврастенички. Другой подход более консервативен. Утверждается, что от отрицательного воздействия некоторых изделий ребенка нужно ограждать. Иначе мож­но развить совсем не то, что хотелось бы.

r Из одного и того же материала легко изготовить и игрушку, и антиигрушку

А приверженцы модной се­годня в России вальдорфской педагогики (ратующей за максимальное сопутствование природе ребенка) говорят, что наибольшую пользу ребенку приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т. д. Они дают наибольший простор фантазии, не вредны для здо­ровья и приближают к приро­де. Но совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит.

Психологи-практики призы­вают придерживаться золотой середины. Екатерина Винокурова: Игрушки должны быть разными. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть покупные куклы, машинки и т. п. Если вы будете ограничиваться самоделками, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, не так уж плохо, если в его арсенале будет один-два отрицательных героя, на которых он сможет выплеснуть негатив. Но слишком увлекаться такими игрушками тоже не дело.

ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ   Главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой  представляет и какие качества может сформировать. И при­держиваться определенных критериев. В случае с белой пушистой лягушкой были нарушены два: медицинский и психологический. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.

С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усид­чивость, пространственное мышление — замечательно.

Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и требование психологии — в том, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.

И эстетическое требование — соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.

r «Такеши» — интересный и первый в своем роде гибкий конструктор

Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе — все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор). Светлана Немцова, школьный психо­лог: Часть надоевших, старых игрушек можно и нужно перио­дически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достаете, он вос­примет их как новые, игрушки снова будут «работать».

А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.

Кстати, в том магазине, который мы инспектировали, нашлось всего несколько стоящих игрушек. Барабан, наборы для вышивания, пара настольных игр, несколько мягких игрушек и одна кукла •

КоммерсантЪ - Деньги №26 (481) 05.07 - 11.07.2004

РАЗВИВАЮЩИЕ   ИГРЫ

Как вырастить яйцеголового ребенка

(наиболеепопулярные игрушки по версии сотрудников магазина «Маленький гений")

1.  Кубики Никитина — «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб». Способству­
ют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей ребенка, склонности к анализу и синтезу. Из кубиков, скрепленных между собой, ребенку предлагается выстраивать в пространстве заданные
геометрические фигуры (191-206 руб.).

2.  Кубики Зайцева — пособие для обучения ребенка чтению с раннего возраста (1134 руб.).

3.  Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины. Развивают мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, пространственное мышление.
Состоят из деталей с дырочками и шнурка (45-130 руб.).

4.  Рамки-вкладыши Монтессори (Белоруссия) — планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Дроби», «Алфавит», «Цифры» и пр.). Развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление; обучают распознавать предметы по контуру, ориентироваться
на плоскости, обводить, заштриховывать (85-207 руб.).

5.  Магнитный конструктор «Супермак» (Италия), 1600-5000 руб. в зависимости от количества элементов.

6.  Конструктор «Такеши» — мягкие пластиковые трубочки разной длины и
цвета и специальные крепления (315 руб.).

7.  Мозаика (Россия), 85-320 руб.

8.  Мозаика Кверчетти (Италия), 195-820 руб.

9.  Игра-головоломка «Мастер-шар» (Россия) — объемная мозаика, состоящая
из больших и маленьких выгнутых треугольников и специальных соединений
(333 руб.).

10. Конструктор «Электронный знаток» (Россия), 2040 руб.

Пункты 5-10 — игрушки для развития мелкой моторики, воображения, усид­чивости, пространственного мышления.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Hosted by uCoz